Коллекция фильмов «Шевченко 200»

Мистецький Арсенал проводит показы коллекции фильмов «Шевченко 200» в рамках проекта ШЕВЧЕНКО/MANIA/.

Тарас Шевченко является одной из наиболее авторитетных, а следовательно, и наиболее мистифицированной фигур в истории украинской культуры. Казалось бы, гениальный поэт и недооцененный по таланту художник заслуживает переосмысления и критической рецепции хотя через 200 лет после своего рождения. Однако одномерные, канонизированы образы Шевченко-борца и Шевченко-Кобзаря до сих пор кочуют из советской историографии, истории литературы и системы образования в независимые украинские аналоги. Смещается только акцент: с «борца с царизмом» на «борца за национальное освобождение».

Коллекция «Шевченко 200» создана по заказу Государственного агентства Украины по вопросам кино: были собраны известные художественные фильмы о Шевченко, которые создали кинематографический канон репрезентации поэта как национального гения и пророка. Созданные между 1926 и 1964 годами, они демонстрируют генезис этого героического канона, который еще ждет своего научного изучения. Мы предлагаем посмотреть, как формировался канон кинематографической репрезентации поэта – от первой ласточки, статически психологического «Тараса Шевченко» Петра Чардынина (1926) через советскую классику, одноименный соцреалистический фильм Игоря Савченко (1951) к триумфу Ивана Миколайчука в диссидентском по своему настроению «Сне» (1964). Отдельно в рамках этой коллекции стоит отметить экранизацию «Наймички» (1963), картину в довольно специфическом, но очень важном для украинского кино жанре – жанре оперы. Фильмы документального блока, состоящего из фильмов «Тарас Шевченко. Наследие» и «Тарас Шевченко. Надежды» (1994-1995) и «Две судьбы» (2007), не изменяя общему дискурсу шевченковедения, проливают свет на отдельные периоды в биографии поэта и художника (в основном, на поздний) и помогают почувствовать фактологический и социальный контекст, в котором Шевченко жил и писал.

Перечень коллекции фильмов «Шеченко 200», которые будут показаны в рамках проекта Шеченка/MANIA/:

«Тарас Шевченко»

Одесская кинофабрика ВУФКУ, 1926

Режиссер Петр Чардынин

В ролях: Амвросий Бучма, Василий Людвинский, Иван Худолеев, Николай Панов, Матвей Ляров, Иван Замычковский, Юрий Шумский

Первый украинский байопик и первый фильм о жизни Шевченко, фильм, который определял каноны визуальной репрезентации биографии поэта к выходу одноименного фильма Игоря Савченко в 1951 году. На момент создания был одной из самых ценных постановок в украинском советском кино: впервые для подготовки к съемкам были привлечены специалисты по истории, этнографии, литературоведения и т. п. Художественное оформление фильма создал выдающийся художник-модернист, академик Василий Кричевский, фильм консультировал Сергей Ефремов, а роль Тараса Шевченко в картине блестяще исполнил Амвросий Бучма. Интересно, что первая треть фильма, «Маленький Тарас», на создание которого в значительной степени повлияла жена Чардынина, основательница жанра советского детского кино Маргарита Чардынина-Барская, существовала как отдельный детский фильм.

Несмотря на статус крупнейшего украинского достижения режиссера Петра Чардынина, критики встретили «Тараса Шевченко» неоднозначно. Картине вменяли отсутствие твердого скелета, а то и «сценария», вместо которого Чардынин вроде вел только датирование переченя событий из жизни Шевченко, между которыми не было причинно-следственной связи. Киноведы 1920-х не смогли оценить таких редких на том этапе развития кино приемов, как воспоминания и цитирование строк из произведений Шевченко, которые были композиционно использованы в качестве связующего звена между эпизодами. Впрочем, составленный из нескольких новелл, иллюстрирующих жизнь Шевченко – юноши, солдата, поэта, – «Тарас Шевченко» с триумфом демонстрировался в Украине и за рубежом и стал самым успешным кинопроектом Украины в 1926 году.

«Тарас Шевченко»

Киностудия им. Довженко, 1951

Режиссеры: Игорь Савченко, Александр Алов, Владимир Наумов

Автор сценария: Игорь Савченко

Операторы: Аркадий Кольцатый, Даниил Демуцкий, Иван Шеккер

Композитор: Борис Лятошинский

Художник: Николай Резник

В ролях: Сергей Бондарчук, Иван Переверзев, Евгений Самолов, Гнат Юра, Лаврентий Масоха, Макр Бернес, Наталья Ужвий, Николай Тимофеев, Владимир Честноков

Одна из первых послевоенных лент, ключевой фильм в упрочение кинообраза Тараса Шевченко. При жизни Сталина снять биографию канонизированного поэта доверили Игорю Савченко, лауреату к тому времени уже двух Сталинских премий. Первую из них он получил за исторический фильм о другом ключевом персонаже украинской культуры – Богдане Хмельницком. Фильм Савченко довольно традиционный, по биографии Шевченко, роль которого исполнил оскароносный Сергей Бондарчук. Режиссер выбрал давно повторяющиеся сюжетные и драматические повороты. Впрочем, сейчас трудно сказать, сколько в этом было авторской интенции  режиссер внезапно умер в декабре 1950, так и не закончив ленты. Незавершенную режиссерскую версию показали Сталину, который, по своему обыкновению, выразил двенадцать замечаний к фильму. Никто не рискнул сказать Сталину, что режиссер умер, потому кинематографические авторитеты М. Ромм и И. Пырьев предложили завершить картину ученикам и ассистентам Савченко, Александру Алову и Владимиру Наумову. Им пришлось учесть все замечания Сталина, характер которых хорошо иллюстрирует такой пример: вождь требовал сравнить по возрасту Чернышевского, изображенного юношей, и уже старого Тараса. «Не гонитесь за маленькой правдой, - мотивировал свое решение Сталин. - Нужна большая историческая правда». По некоторым данным, менее заидеологизированная (оригинальная заготовка) режиссерская версия фильма сохранилась и находится в российском Госфильмофонде.

«Наймичка»

Киностудия им. Довженко, 1963

Режиссеры: Ирина Молостова, Василий Лапокниш

Авторы сценария: Ирина Молостова, Михаил Ткач

Оператор: Сергей Лисецкий

Композитор: Всеволод Рыбальченко

Художники: Николай Резник, Михаил Полунин

В ролях: Вера Донская-Присяжнюк (поет Лилия Лобанова), Лариса Руденко, Борис Гмыря, Андрей Подубинский (поет Владимир Тимохин), Мария Форманюк (поет Елизавета Чавдар), Александр Мовчан, Витольд Янпавлис

Музыкальный фильм по мотивам оперы Михаила Вериковского «Наймичка», в основу которой легла одноименная поэма Тараса Шевченко. Протофеминистичная «Наймичка» относится к наиболее душевным поэмам Шевченко. В этой поэме поэт развивает тему, к которой он постоянно возвращался в поэзии и живописи. Это дискриминация женщины в традиционном сельском обществе, которая становится наиболее заметной при столкновении с чужеродными элементами. По сюжету и поэмы, и фильма, молодая девушка Анна, обманутая заезжим уланом, подбрасывает своего внебрачного сына в чужую бездетную семью. Чтобы иметь возможность видеться с ребенком, она через некоторое время устраивается в эту семью служанкой.

Кроме блестящего актерского состава (Вера Донская-Присяжнюк получила приз за лучшее исполнение женской роли на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, 1964), в популярном фильме-опере приняли участие ведущие музыкальные коллективы Украинской ССР: Государственный симфонический оркестр СССР (дирижер С. Турчак) и хор Государственного академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко.

«Сон»

Киностудия им. Довженко, 1964

Режиссер: Владимир Денисенко

Авторы сценария: Дмитрий Павлычко, Владимир Денисенко

Оператор: Михаил Черный

Композитор: Александр Белаш

Художники: Николай Резник

В ролях: Иван Миколайчук, Юра Леонтьев, Дмитрий Милютенко, Наталья Наум, Константин Степанков, Раиса Недашковская

3 ноября 1964 в Киеве состоялась премьера нового фильма о Тарасе Шевченко «Сон», в котором в роли поэта дебютировала будущая икона украинской кинематографии – Иван Миколайчук. Режиссер Владимир Денисенко не зря избрал нарративную рамку сатирической поэмы «Сон» («У всякого своя судьба»), написанной Шевченко в 1844 году в течение так называемого периода «Трех лет». Произведение это стало настоящим манифестом антицаризма, представляя российский царизм как беспощадный и абсурдный авторитарный режим.

«Шевченко. Наследие»

Национальная кинематека Украины, студия Киевнаучфильм, Государственный музей Т. Г. Шевченко, 1994

Режиссер: Леоднид Аничкин

Автор текста: В. Майкут

Оператор: Анатолий Солопай

Текст читает: Богдан Ступка

Фильм, в основу которого в буквальном и переносном смысле положена коллекция Государственного музея Т.Г. Шевченко. Краткая документальная лента рассказывает сразу две истории: драматическая биография Шевченко переплетается с историей формирования богатой коллекции личного наследия Шевченко, которая после длительных перипетий легла в основу фондов Музея Шевченко.

«Шевченко. Надежды»

Национальная кинематека Украины, студия Киевнаучфильм, Государственный музей Т. Г. Шевченко, 1995

Автор и режиссер : Леоднид Аничкин

Оператор: Анатолий Солопай

Текст читает: Александр Заднепровский

Документальная биографическая лента о позднем периоде жизни Шевченко, от принудительного назначения в Оренбургский солдатский корпус и до самой смерти. Кроме сюжетной линии надежды, которая в течение 10 лет оставалась единственным прибежищем Шевченко – надежды на освобождение от муштры, на возвращение в Украину, на право жить человеческой жизнью – в фильме прочитывается еще одна история, история интернационализма человека, канонизированного в качестве национального пророка.

«Две судьбы»

Киностудия «Кинематографист» по заказу Государственной службы кинематографии, 2007

Режиссер: Борис Квашньов

Автор сценария: Светлана Степаненко

Оператор: Эдуард Тимлин

Текст читает: Игорь Волков

Научно-познавательный фильм о Мангышлакском периоде жизни Тараса Шевченко и о его связи с биографией казахского учителя Есбола Умирбаева. После второго ареста Шевченко в апреле 1850 и последующего полугодового заключения его перевели в Новопетровский береговой форт, на полуостров Мангышлак в Казахстане. Исследованию этого печального периода жизни Шевченко украинцы во многом обязаны Есболу Умирбаеву, который создал на Мангышлаке музей художника и поэта в Форте Шевченко.

Партнеры показа:

Национальный культурно-художественный и музейный комплекс «Мистецький Арсенал»

Государственное агентство Украины по вопросам кино

Национальный центр Александра Довженко

Место проведения:

Кинозона проекта ШЕВЧЕНКО/MANIA/

 

Источник и расписание показов – http://artarsenal.in.ua/news-705.html.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Я и не знала, что есть столько фильмов по произведениямс Шевченко!!!
Жаль, что сейчас перестали снимать(((
Мне аж стыдно стало, что я ни одного фильма о нем не видела, а их, оказывается, не мало! Обязательно нужно будет посмотреть. Спасибо за статейку!
Цель проекта в тренде сегодняшего времени. Главное, чтобы желание понять жизнь человека в деталях не повредила каноническому образу. Хотя мы все понимаем, что в человеке всегда есть и гениальность, и приземленность. Такова суть
Нам Наймичку часто в школе показывали