Получение MBA в Wharton: опыт украинца

Выступая перед аудиторией программы Ukraine Global Scholars, которая помогает украинцам бесплатно поступить в лучшие западные университеты, студент программы MBA бизнес-школы Wharton Сергей Боев рассказал об особенностях получения степени MBA на Западе.

 

Зачем нужно обучение на магистерском уровне?

Первый мотив обучения в магистратуре – это изменение направления карьеры. Например, представители технических специальностей решают попробовать себя в бизнесе или получить бизнес-образование для продвижения на управленческие должности в своих компаниях или секторах.

Второй мотив – повышение качества имеющихся знаний или специализация в конкретном виде индустрии или сфере бизнеса. Такая ситуация может сложиться по двум причинам. Либо специалист был сосредоточен на каком-то конкретном направлении, например, финансах или аудите, и ему не хватает знаний в области маркетинга или менеджмента, либо исходное базовое образование было слишком общим или поверхностным, что в силу украинских реалий ни для кого не является новостью.

Обучение на магистерском уровне за рубежом – это очень хороший жизненный опыт, возможность жить в других культуре и укладе жизни другого общества, возможность прочувствовать то, что мы называем мировыми стандартами государственного и экономического управления. Одной из ключевых составляющих такого опыта является работа в лидирующих глобальных компаниях.

Например, многие слушатели моей программы стремятся получить стажировку в инвестиционных банках, таких как Goldman Sachs или Morgan Stanley, и консалтинговых компаниях McKinsey, Boston Consulting Group или Bain. В последнее время очень популярными стали технологические компании, такие как Google и Amazon.

В такие компании сложно попасть, не имея западного образования, так как в Украине, не дают всего необходимого опыта и знаний, а магистратура в лидирующих школах США и Европы является для этого подходящим трамплином. Кроме того, магистерские бизнес программы обещают после завершения обучения определенный уровень зарплат, что также немаловажно.

 

Чем MBA отличается от академического образования?

Магистерская программа делового администрирования – это, как правило, одно- или двухлетняя программа, которую предлагают практически все престижные университеты.

Такие программы рассчитаны не только на то, чтобы насытить участников знаниями. В первую очередь задачей таких программ являются комплексная поддержка и создание возможности трансформации слушателей в будущих бизнес лидеров. Они нацелены на то, чтобы помочь студентам, которые имеют за плечами базовое образование и несколько лет опыта работы, ответить на те вопросы, с которыми они пришли в школу, определиться с профессиональными приоритетами и получить желаемую роль в интересующей компании. Т. е. MBA – это не столько знания в академическом понимании, сколько трамплин для дальнейшего развития карьеры.

Бизнес-образование отличается от академического своими целями. Здесь акцент смещается с академического образования в сторону личного менторства со стороны конкретных людей. Здесь ожидается, что человек уже сам является созревшей личностью: он получил образование, определенный опыт, у него есть свои цели, он пришел в бизнес-школу, и для него это – возможность все переосмыслить, закрыть свои пробелы в знании определенных академических предметов и сделать следующий шаг в карьере.

В бизнес-школы приходят люди с совершенно разными бэкграундами, каждый со своим опытом, и каждый в этой среде движется по своей уникальной траектории в своем особом направлении. Именно поэтому программы MBA действуют по негласному принципу «grades don`t matter», суть которого в том, что оценки далеко не самая важная составляющая ценности программы. Здесь преследуются другие цели: бизнес-школы хотят не столько, чтобы вы выучились и получили хорошие оценки, сколько чтобы это образование вам на практике помогло в бизнесе и карьере и чтобы вы как личность стали более успешными.

 

Поступление

Для успешного поступления на программу вам необходимо успешное сочетание трех факторов.

Первый и наиболее формальный фактор – это результаты тестов GMAT и ТОЕFL. В Соединенных Штатах для поступления на программу MBA требуется сдать тест TOEFL на уровне не менее 109–110 баллов, а также тест GMAT на уровне 700+ для топовой бизнес-школы. Кроме этого требуются 2–3 года опыта работы, а еще лучше – 5 лет.

Вторым, более сложным и стратегическим фактором является ваша личная история. Чтобы поступить на программу MBA в престижную бизнес-школу, необходимо доказать приемной комиссии, что на своем пути вы остаетесь верным себе, живете согласно своим ценностям, у вас есть своя траектория, стратегия жизни, и каждый день все, что вы делаете, вписывается в эту стратегию, т. е. все ваши действия увязаны и согласованы для достижения ваших целей.

Третьим фактором, на мой взгляд, является ваш лидерский потенциал. Очень часто кандидатам кажется, что какие-то конкретные знания или диплом делают их сильными кандидатами на поступление в лидирующие школы. Но этого зачастую недостаточно. Очень важно при поступлении показать ваш лидерский потенциал и подкрепить его яркими примерами того, как вы этот потенциал развиваете и реализуете. Я, например, в одном из сочинений писал о проекте на золотодобывающем руднике в Западной Африке, когда мне пришлось находить общий язык с местными работниками, которые говорили только на французском языке и часто не умели читать или писать. Так что если вы не можете вспомнить о примерах вашего лидерства, стоит начинать работать над этим.

Хочу отдельно остановиться на важности качественной подготовки к поступлению. Особенно на качестве написания сочинения, так как это наиболее сложная задача для большинства украинских кандидатов. Фокус и стиль сочинений в США сильно отличается от того, как привыкли писать сочинения многие из нас. Мы привыкли писать сочинения описательно, перечисляя, какие события произошли, что мы сделали, какими качествами обладаем. Сочинения для западных вузов должны писаться по принципу «Show, Don’t Tell», то есть сочинение должно фокусироваться на том, как кандидат мыслил, чем руководствовался, почему он поступил так или иначе и какие выводы сделал для себя. Это сложная задача, и часто написание сочинения – это долгий и сложный процесс, поэтому к нему надо подходить ответственно и готовиться заранее.

 

Финансирование MBA-обучения на Западе

Финансирование обучения на программах MBA на Западе рассчитано на то, что студент уже финансово самостоятелен и имеет какие-то свои средства. Как правило, студенты используют следующие источники финансирования.

1. Кредит. Если вы международный студент и поступаете в топовую бизнес-школу, то автоматически имеете право получить кредит, который покроет 80 % расчетной стоимости бюджета обучения.

В случае с Wharton выдается кредит на льготных условиях, а после окончания школы предоставляется льготный период на шесть месяцев, когда кредит выплачивать не нужно, чтобы человек мог трудоустроиться. После этого предоставляется 20-летний период для возвращения кредита.

2. Стипендия. Получить ее сложно, она очень ограничена и покрывает лишь небольшую часть стоимости обучения. В моем случае стипендия покрыла 25 % стоимости обучения. Она называется Emerging Economies Fellowship и предоставляется кандидатам из развивающиxся стран, которые при поступлении были отмечены приемной комиссией.

3. Спонсорство компаний и гранты. Это очень узкий спектр компаний: в Украине таких я знал две – McKinsey и Boston Consulting Group, а на Западе такие компании спонсируют часть MBA-программ и часто покрывают 100 % стоимости обучения с условием, что выпускник вернется в эту компанию и проработает в ней минимум два года.

Гранты для получения степени MBA сегодня в Украине выдают Стипендиальная программа SEED Grant фонда «Western NIS Enterprise Fund». Фонд Пинчука покрывает стоимость классических магистерских программ, в основном в области юриспруденции и государственного управления. Такие гранты часто покрывают только стоимость обучения и предполагают обязательство студента вернуться в Украину как минимум на 2–3 года. Эти виды стипендии дали возможность многим украинским студентам поступить на престижные западные программы, и лично я знаю троих студентов, которые таким образом сейчас получают степень MBA.

 

Особенности MBA: нетворкинг и практика

Очень большой упор в бизнес-школах делается на нетворкинг. Количество общения зашкаливает. Кроме общения в аудиториях слушателям предоставляется возможность посетить большое количество компаний для того, чтобы они в дальнейшем могли лучше понять, что им делать и где именно они хотели бы работать.

Пять лет назад Wharton запустила очень хорошую программу, по которой студенты, которые хотят поближе познакомиться с технологическим сектором и предпринимательством, могут провести семестр не в Филадельфии, а на Западном побережье в Сан-Франциско и полностью окунуться в атмосферу Силиконовой долины. Программа здесь очень насыщенная и включает посещение десятков стартапов и глобальных технологических лидеров, участие в ключевой конференции технологической индустрии TechCrunch Disrupt, а также возможность разработки проектов или стажировки параллельно с учебой. Это вроде бы небольшое время позволяет гораздо глубже разобраться в секторе и почувствовать, какая из компаний тебе ближе – например, «инженерный» Google или «продуктовый» Amazon. В то же время в Филадельфии больше ресурсов и возможностей для студентов, которые планируют в дальнейшем идти в инвестиционные банки, управление активами или консалтинг.

Сейчас во всем мире популярны бесплатные онлайн-программы, но поступая на такие программы, нужно понимать, что в программах MBA главной является не академическая часть. Главное – это то, кого вы встречаете на программе и как вы взаимодействуете с людьми, как развивается ваше представление о карьере. Выхваченные академические курсы не складываются в какой-то целостный паззл. Ими хорошо закрывать пробелы в отдельных предметах.

На кампусе бизнес-школы все эти вопросы синергетически увязываются. Ничем нельзя заменить шесть месяцев, проведенных в Силиконовой долине, ежедневные встречи с предпринимателями, понимание, чем они живут, и свои личные впечатления от такого опыта, особенно если целью является создание собственного стартапа или получение работы в технологической компании.

Это сильно перекликается с нетворкингом и командной работой. В Wharton, на самом деле, при приеме проводят не собеседование, а team-based assignment, и наблюдают, как вы работаете в команде. Людей, которые не могут работать в команде, не берут. И у нас треть курса на 70–80 процентов состоит из командной работы. Мы создаем стартапы, разрабатываем совместные проекты. Команды разбиваются по принципу «diversity», то есть формирования сбалансированной команды из студентов с различным опытом и разными сильными сторонами личности. В этом случае команда может справиться с любым заданием, в то же время все участники получают возможность учиться друг у друга. Такой опыт не заменят ни одна онлайн-программа или цикл лекций.

 

Развитие лидерства

Как я уже говорил, на MBA-программах и в Wharton в частности особенное внимание уделяется развитию лидерства – через командную работу, встречи с политическими и бизнес-лидерами, программы личного и профессионального менторства. Хочу отметить также инновационные программы по развитию лидерских навыков, в проведении которых мне довелось поучаствовать в Wharton.

Первая такая программа – это Wharton Leadership Venture, 10-дневный экспедиционный тур в очень суровых и физически сложных природных условиях. Я участвовал в таком туре через пустыню Атакаму в Чили с подъемом на вулкан Ласкар, высота которого пять с половиной тысяч метров. Основная работа проходит в маленьких командах по 5–6 человек под руководством менторов и гидов. Перед командой ставятся очень амбициозные цели по ежедневным переходам, причем вся подготовительная работа (от расставления палаток до готовки еды) также выполнялась нами. В условиях недосыпания, нехватки воздуха из-за высокогорья, морозных ночей в палатках и хронической усталости хранить командный дух оказывается не так-то и просто. К примеру, во время подъема на вулкан до кратера смогли дойти меньше 50 % участников. Такой опыт позволяет по-новому взглянуть на себя, других студентов и командную работу.

Вторая подобная программа – это посвящение в систему лидерства американских морпехов на их базе в Вирджинии, от казарменной физически и эмоционально изматывающей муштры до прохождения полосы препятствий, имитации боевых действий и решения логистических задач. Я не мог поверить, что все было один в один, как в фильмах: и кричащие сержанты, и расправление и заправление кроватей, и перемещение ползком по болоту под колючей проволокой. Таким измотанным после двух дней программы я себя не чувствовал никогда. Но самым удивительным было открытие для себя абсолютно новой модели лидерства, которая сначала разбирает тебя на части по болтикам и шурупчикам, а потом создает военного профессионала и лидера согласно высоким требованиям американских морпехов. И на самом деле это потрясающий жизненный опыт. Это совершенно другая система лидерства. И это лишь один из многочисленных уникальных элементов обучения, которые в течение двух лет трансформируют вас как человека и как профессионала.

Источник: Освіта.UA

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.