Главная / Абитуриентам / Поступление / Путь длиною в пять лет

Путь длиною в пять лет

16 Мая 2012

 Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ

В середине 2007 года СКМ приняла решение впервые дать системную оценку качеству образования в Украине, а 24 сентября 2008 года в Артеке на огромной конференции, посвященной вопросам образования, так называемом «образовательном Давосе», были обнародованы первые результаты рейтинга. Происходило это на пороге экономического кризиса, о приближении которого все говорили, но масштабы которого представить на тот момент было очень сложно. Я хорошо помню эту дату, потому что, пока мои коллеги держали удар академического сообщества и СМИ, я была занята не менее важным делом – давала жизнь своей третьей дочери.

В то время возникало огромное количество вопросов о том, зачем частной компании рейтинг университетов. Тогда мы, Компания СКМ, четко сформулировали свою мотивацию: мы развиваемся, инвестируем не менее $1 млрд. в год в развитие своих активов, мы хотим расти. И мы видим, что главный сдерживающий фактор – это нехватка высокопрофессиональных, мотивированных кадров, которая на тот момент была колоссальной.

Тогда же мы определили основные направления нашей работы, которые должны устранить кадровый голод, как минимум – в масштабах СКМ. Я хочу напомнить об этих направлениях, но не буду ограничиваться только «Компасом», а представлю более широкую картинку:

  • Подталкивать детей осознанно выбирать вузы, идти в те, которые высоко оцениваются не студентами и абитуриентами, а рынком труда. Именно для того, чтобы абитуриенты знали нашу оценку, мы придумали и запустили «Компас».
  • С лучшими из лучших вузов работать в стратегическом партнерстве. Тогда речь шла только о подготовке студентов. За эти пять лет Группа СКМ создала партнерские программы с семью вузами Украины, в основном – на Востоке страны и в Киеве, сейчас на подходе – Соглашение с восьмым вузом: это партнерство ДТЭК и Львовской политехники.
  • Научиться давать сфере образования системный запрос на специалистов: именно мы, представители бизнеса, должны научиться рассказывать системе образования, какие специалисты нам нужны.

И в 2011 году совместно с Министерством образования при поддержке Британского Совета мы запустили пилотный проект по разработке профессиональных стандартов, который назвали «Паспортом профессии». Изначально этот проект задумывался как проект, нацеленный на решение наших задач – пять профессий, пять стандартов, в разработке которых участвуем со стороны бизнеса только мы. Но уже сегодня мы понимаем, что проект вышел за рамки СКМ, даже на этапе подготовки. Теперь стандарты – отраслевые.

Сегодня, когда можно подвести какие-то итоги, мы можем сказать, что большинство целей достигнуто: государство оказалось готовым к постепенной модернизации законодательства, вузы и Группа СКМ за эти пять лет научились воспринимать друг друга как партнеров, научились работать на общий результат, научились выпускать по-настоящему квалифицированных молодых специалистов.

Но означает ли это, что в области образования и развития кадрового потенциала все задачи выполнены, и мы можем почивать на лаврах? Точно нет. Во-первых, «Компас» будет оставаться компасом дня наших абитуриентов, мы планируем, что он и в будущем будет надежным ориентиром для них. Кроме того, нам бы очень хотелось, чтоб в ближайшие год-два в Украине возник классный комплексный рейтинг, который бы учитывал не только мнение работодателей, но и важные количественные показатели, а также – научный потенциал. Мы надеемся, что в скором времени такой рейтинг будет создан, а мы, в свою очередь, подтверждаем свою готовность быть партнером этого проекта, согласны даже поделиться брендом, который за пять лет стал именем нарицательным.

Во-вторых, мы планируем уделить большое внимание идее продвижения практических занятий в вузах. По данным исследования, проведенного «Зеркалом недели», за эти пять лет количество детей, которые хотели бы учиться за рубежом, возросло в пять раз. Причем, уезжают не за дешевым, а за дорогим, в том числе британским, образованием. Основная причина этого явления в том, что зарубежное образование – прикладное, имеет практическую.

ценность, а украинское – очень теоретическое. Реальную производственную практику проходят единицы, в основном – студенты, которые учатся в так называемых «партнерских группах».

Это мнение не только бизнеса, государство не хуже нас знакомо с этой проблемой: не так давно Премьер-министр Украины заявил, что в 2012 году 1000 студентов уедут учиться за рубеж за счет государства, а в 2013 году – 13 000. И в краткосрочной перспективе решение государства правильное.

Но мы, как обычно, заглядываем на пятилетку вперед. И в долгосрочной перспективе, я уверена, наше образование должно и может стать конкурентным. Уверена, что наша общая задача – сделать так, чтобы украинское образование через пять лет стало прикладным. Чтобы практика, настоящая, реальная, стала нормой. Чтоб молодые специалисты не только знали, но и умели. И особенно это касается технических специальностей.

С этой целью на уровне СКМ мы в этом году создадим стандарт Группы СКМ по производственным практикам и представим его на суд общественности. И за следующие пять лет создадим внутреннюю систему прохождения практик, которая, я надеюсь, будет одной из лучших в Украине.

В-третьих, необходимо развивать академическую, в том числе университетскую, науку.

Ринат Ахметов сказал, что мы должны выиграть чемпионат мира по зарплатам. Такой чемпионат мы сможем выиграть с лучшей командой, о чем я говорила выше, и при наличии инноваций.

СКМ только в этом году начинает вслух говорить об инновациях, хотя уже несколько лет последовательно работает в этом направлении.

В-четвертых, нужно заниматься профтехобразованием, у которого сегодня, по нашему мнению, куда больше проблем, чем у высшего образования.

Мы верим, что справимся со всеми поставленными задачами и сможем сделать конкурентоспособным не только украинский бизнес, но и украинское образование.

Источник: Сегодня

 

Еще статьи по теме: