3 украинских проекта в сфере интерактивного образования

Образовательная система в Украине переживает кризис. По-настоящему овладеть специальностью или хорошо изучить предмет украинцам могут помочь зачастую бесплатные онлайн-курсы на зарубежных образовательных платформах вроде Coursera и EdX. Сегодня у таких курсов более десяти миллионов слушателей по всему миру. Нередко, правда, обучаться на зарубежных платформах, почти исключительно англоязычных, нашим соотечественникам мешает языковой барьер.

В последний год в Украине появилось несколько проектов, которые предлагают онлайн-обучение на государственном языке и с учетом национальной специфики. О трех таких стартапах Forbes расспросил их создателей.

MOOCology Learning Hubs

Создатель: Александр Татсенко

Александр Татсенко, создатель и руководитель успешной IT-компании, основал год назад организацию MOOCology, которая занимается популяризацией культуры онлайн-образования в Украине. MOOC – английская аббревиатура, которая расшифровывается как massive open online courses, в переводе: «массовые открытые онлайн-курсы».

Первым проектом, запущенным MOOCology, стал MOOCology Learning Hubs, реализующий абсолютно инновационную для Украины концепцию смешанного обучения. Так, студенты образовательного хаба слушают определенный интерактивный курс, представленный на заграничной образовательной платформе вроде Coursera и Pluralsight, и раз в неделю посещают офлайн-семинары, где разбирают домашнее задание и сложные для понимания места с практикующим специалистом.

По убеждению команды MOOCology, смешанное обучение позволяет устранить многие недостатки онлайн-образования благодаря адаптации получаемой теории к национальным реалиям и потребностям конкретных учащихся.

Программы MOOCology Learning Hubs дают практические знания и навыки для работы в сфере IT или предпринимательства. Целевая аудитория хабов – начинающие специалисты в соответствующей отрасли, которые хотят повысить свою квалификацию. На сегодняшний день состоялись шесть хабов в Киеве и Днепропетровске. Компания собирается расширять географию проведения курсов.

Продолжительность хаба составляет от четырех до десяти недель, зависит от продолжительности онлайн-образовательной программы, на основе которой он построен. Курсы для предпринимателей рассчитаны не более чем на 20 слушателей, а для программистов – максимум на 12. Семинары проводятся на языке, который выбирают студенты. Большинство онлайн-курсов переводятся на русский или украинский языки. «Разработчикам в любом случае нужно владеть английским языком, хотя бы на уровне чтения документации», – объясняет Александр Татсенко.

Все хабы платные. Например, полуторамесячный курс программирования на языке Java стоит 2800 гривен, а обучение на четырехнедельной программе «Маркетинговая стратегия от А до Я. Вывод продукта на рынок» – 4500 гривен.

MOOCology Learning Hubs – коммерческий проект. Пока, правда, по словам Татсенко, он не окупается. Александр надеется, что прибыль, которую со временем должен начать приносить MOOCology Learning Hubs, позволит команде MOOCology активно заниматься некоммерческими проектами.

«В ноябре мы провели первую в стране конференцию, посвященную онлайн-образованию, а сейчас готовим к запуску платформу сообщества и движения MOOC в Украине с массой уникального контента», – делится учредитель стартапа.

Prometheus

Учредители проекта: Иван Примаченко и Алексей Молчановский

Учредители проекта Prometheus – аспирант-историк КНУ имени Тараса Шевченко Иван Примаченко и преподаватель факультета информатики и вычислительной техники Киевского политеха Алексей Молчановский. У обоих в активе не одни прослушанные курсы на зарубежных онлайн-образовательных платформах. Так, Примаченко, чистый гуманитарий, пройдя соответствующий курс на edX, освоил с нуля программирование. Он же создал первый в стране проект в сфере интерактивного образования: в 2013 году Иван, тогда еще студент, запустил «Университет online». Правда, бюрократия в университете, по словам Примаченко, буквально сразу же похоронила его начинание. 

Сейчас на Prometheus доступны четыре онлайн-курса от преподавателей ведущих киевских вузов: «Финансовый менеджмент», «История Украины от Второй мировой войны до современности», «Основы программирования» и «Разработка и анализ алгоритмов» – всего за полгода существования платформы на курсы зарегистрировалось более 25 000 человек.

Совсем скоро стартуют курсы подготовки к внешнему независимому оцениванию по точным дисциплинам, сейчас открыта регистрация еще на семь образовательных программ. Среди которых, например, курс, развивающий «мягкие навыки» – «Психология стресса и способы борьбы с ним». Цикл лекций «Вступление в бизнес-аналитику» прочитает профессор одного из лучших высших учебных заведений мира – Торонтского университета Александр Романко.

Обучение на Prometheus происходит посредством просмотра видеолекций и выполнения интерактивных упражнений. У каждого курса есть форум, где слушатели программы могут задавать вопросы преподавателю или общаться друг с другом. Прослушав курс и успешно сдав все онлайн-тесты, студент получает сертификат о прохождении программы, подписанный преподавателем.

По мнению Ивана Примаченко, перевод на украинский язык программ англоязычных онлайн-образовательных проектов обречен на фиаско, поскольку практически невозможно перевести задания и форум курса. Но, ценность Prometheus заключается не только в том, что все курсы, размещенные на платформе, составлены на национальном языке – так, курсы вроде «История Украины от Второй мировой войны до современности», рассчитанные только на отечественного слушателя, никогда не появятся на условной Coursera.

Сегодня все курсы, представленные на Prometheus, абсолютно бесплатны. Проект общественный, Иван Примаченко уверяет, что развитие его коммерческой составляющей в обозримом будущем не планируется.

По словам создателей, пока в Prometheus была вложена чуть ли не символическая сумма. «Проект существует на аспирантскую стипендию и зарплату преподавателя», – полушутя объясняет соучредитель стартапа. Над Prometheus работают шесть энтузиастов, еще несколько волонтеров помогают время от времени.

«Мы прекрасно понимаем: для развития проекта нам понадобятся существенные средства. На данный момент мы ориентируемся на продажу верифицированных сертификатов, которые будут удостоверять личность выпускника курса, гранты, спонсорскую помощь и краудфандинг», – рассказывает Иван.

Желающий получить верифицированный сертификат должен будет, перед тем как приступить к прохождению курса, загрузить в свой кабинет на сайте Prometheus скан-копию первой страницы паспорта. Во время сдачи тестов такой слушатель должен сделать с помощью подключенной к компьютеру веб-камеры фотографии, на которых отчетливо видно его лицо, и  загрузить их в кабинет. Таким образом удастся избежать ситуации, когда записался на курс один человек, а тест выполнил другой.

Иван Примаченко говорит, что компании, которые практикуют корпоративное обучение своих сотрудников, заинтересованы в переводе его в онлайн-формат, так как это значительно сократит расходы, и уже начали вести переговоры с Prometheus.

У создателей проекта большие амбиции – за пять лет на платформе должно появиться 150 образовательных программ, которые будут выстроены в циклы из 10–12 курсов по разным комплексам предметов, наиболее востребованных в сегодняшней Украине: IT, бизнес, медицина, психология, иностранные языки…

Примаченко и Молчановский надеются, что в будущем курсы Prometheus так же, как сейчас образовательные программы edX в США, будут интегрированы в учебный процесс отечественных университетов.

Алексей Молчановский считает, что самым удачным развитием событий для проекта будет, если компании станут предлагать соискателям на должности, так сказать, в качестве тестового задания, пройти соответствующий курс на Prometheus.

EdEra

Создатель: Илья Филипов

Если Иван Примаченко создал первый в Украине онлайн-образовательный проект в сфере интерактивного образования, то Илья Филипов этой осенью запустил первую в стране платформу с онлайн-курсами подготовки к внешнему независимому оцениванию – EdEra.

Недавний выпускник факультета радиофизики, электроники и компьютерных систем университета КНУ имени Тараса Шевченко Илья Филипов рассказывает, что будучи третьекурсником, он наткнулся в сети на онлайн-курс Массачусетского технологического института по его специальности. Прослушав этот курс, Илья снова заинтересовался радиофизикой, к которой, казалось, уже охладел, но учиться стал почти полностью посредством прохождения программ на онлайн-образовательных платформах – материал здесь подается куда интереснее и доходчивее, чем на лекциях в вузе.  

Сейчас проект охватывает все предметы, которые выносятся на ВНО (кроме химии): украинский язык и литературу, историю Украины, математику, физику, биологию, географию. Из иностранных языков на EdEra пока представлен только английский. По словам Ильи, в дальнейшем любому предмету будет посвящено четыре курса, каждый из которых будет покрывать один или несколько разделов изучаемой дисциплины. На текущем этапе на платформе по каждому предмету доступен только один курс. Есть также вводный курс, который знакомит с особенностями образовательных программ EdEra.

Все учебные курсы рассчитаны на шесть недель, и состоят из лекций, складывающихся из коротких обучающих видеороликов, чередующихся с интерактивными упражнениями, которые нужно выполнить для продолжения прослушивания лекции, подробного конспекта, домашних заданий, и экзаменов – в середине и в конце курса. Выполняя задания, тесты и проектные работы, ученик зарабатывает баллы. Если, прослушав курс, он набирает определенное количество баллов, разное в зависимости от программы, то получает сертификат об успешном окончании. У каждой образовательной программы есть форум, на котором ученики могут задавать вопросы преподавателю и общаться друг с другом.

Курсы EdEra, в отличие от программ, размещенных на всех других онлайн-образовательных платформах, читаются не преподавателями высшей школы или высококлассными специалистами в соответствующей области знаний, а недавними выпускниками вузов и старшекурсниками, которые так же, как и сам учредитель стартапа, который ведет курс по физике, имеют за плечами большой опыт репетиторства со школьниками. Впрочем, каждый курс рецензируется университетским преподавателем или школьным учителем.

Команда проекта, состоящая из Ильи и 14 его знакомых, вместе с преподавателями создает курсы – занимается, помимо прочего, видеосъемкой лекций, созданием, опираясь на материал, предоставленный преподавателями, графических презентаций и иллюстрированных конспектов. Также она отвечает за техническую поддержку сайта.    

Всему необходимому команда учится по ходу дела. Илья не может без смеха вспомнить первую попытку создания онлайн-урока – друг на мобильный телефон снимал, как Филипов записывает на маркерной доске решение задачи. Команда EdEra и сейчас открыта для сотрудничества. 

Первые три курса доступны бесплатно. Регистрируясь на остальные программы, нужно заплатить произвольную сумму от одной гривны. Илья считает, что понимание того, что за курс заплачены деньги, дополнительно мотивирует ученика, и способствует увеличению родительского контроля над успеваемостью ребенка. Печальная статистика свидетельствует: в мире менее 10% зарегистрировавшихся на бесплатные курсы на онлайн-образовательных платформах заканчивает их.

На сегодняшний день эти условно платные курсы не приносят существенного дохода. По словам Филипова, стартап развивается только на его средства и деньги еще шести членов команды EdEra. За все время в проект было вложено около $15 000. В основном деньги пошли на приобретение техники и покрытие организационных расходов. «Сервера, сертификация, аренда маленького офиса, столы, стулья, пара компьютеров, планшеты для рисования, реквизит для курсов, различные платные курсы для команды, – перечисляет Илья. – Половина  аппаратуры для студии до сих пор позаимствована у друзей, а в роли самой студии мы используем вторую из двух комнат в нашем офисе либо квартиры друзей». Филипов рассчитывает, что в будущем проект начнет приносить прибыль.

Сегодня же команда EdEra трудится на голом энтузиазме. Причем многие участники стартапа ушли с работы, чтобы посвятить себя проекту. Преподаватели получают процент от суммы, заплаченной учениками за прослушивание курсов, которые они прочитали. 

В будущем на EdEra будут размещаться курсы не только по подготовке к внешнему тестированию. Так, Илья говорит, что совсем скоро на платформе появятся образовательные программы по программированию.

Источник: Forbes.ua

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.