Best Universities — cайт о высшем образовании в Украине.
Инициатор проекта — Систем Кэпитал Менеджмент.
Как бизнес может реформировать высшее образование
Необходимость внедрения системы профстандартов и прямую выгоду от нее сегодня больше ощущает бизнес, чем сфера образования — в частности, высшего
На украинском рынке труда уже давно сложилась парадоксальная ситуация: наряду с безработицей наблюдается острый дефицит кадров по целому ряду специальностей. Одной из причин этого является отстранение работодателей от формирования госзаказа на обучение специалистов в вузах и отсутствие возможностей для них влиять на качество профессиональной подготовки молодых кадров. Разработка и внедрение системы отраслевых профстандартов может стать первым шагом к тому, чтобы в корне изменить такое положение дел.
Работодатели хотят получить доступ к госзаказу
Известно, что одним из способов решения острых проблем сферы занятости — нехватки квалифицированных кадров в ряде отраслей, несоответствия качества подготовки молодых специалистов ожиданиям и требованиям реального сектора экономики и т.д. — является тесное сотрудничество между работодателями и системой высшего образования. Принятый в июне нынешнего года Закон Украины «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности» в принципе открывает путь к налаживанию такого сотрудничества. Так, согласно этому документу работодатели (точнее, их организации и объединения, обладающие достаточной репрезентативностью) имеют право на участие в разработке государственных стандартов профессионально-технического и высшего образования, квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, в контроле знаний, умений и навыков учащихся и слушателей, в организации и проведении исследований о потребности рынка труда в квалификациях, в формировании и размещении госзаказа на подготовку специалистов, научно-педагогических и рабочих кадров и т.д. Однако для того, чтобы партнерские взаимоотношения между работодателями и вузами носили не декларативно-ситуативный, а постоянный характер, обе стороны должны осознавать их обоюдную выгоду.
Эта выгода кажется очевидной. В частности, разработка и внедрение системы отраслевых профессиональных стандартов — документов, отражающих требования к профессиональным знаниям и умениям специалистов, — поможет работодателям в поиске квалифицированных новых сотрудников, позволит сократить издержки на их профессиональную «доводку» в организации. В свою очередь, профстандарты позволяют вузам оптимизировать учебные планы, облегчить процесс оценивания знаний выпускников и даже повысить свой престиж в глазах абитуриентов, привлекая их не вывеской с громким названием, а возможностью получить качественное образование и серьезные перспективы трудоустройства. Отметим, что процесс разработки отраслевых профстандартов в Украине уже идет — в рамках пилотного проекта, инициированного компанией «Систем Кэпитал Менеджмент» совместно с Министерством образования, науки, молодежи и спорта, Британским советом, Конфедерацией работодателей Украины и аналитическим центром «БЭСТ». И в нем задействованы представители сферы образования — профильное министерство, пилотные вузы, в которых планируется реализация учебных программ, созданных на основе профессиональных и образовательных стандартов, а также ряд экспертов, которых привлекают к сотрудничеству отраслевые организации работодателей.
Но на сегодня необходимость внедрения системы профстандартов и прямую выгоду от нее больше ощущает бизнес, чем сфера образования — в частности, высшего. С профессионально-техническим ситуация лучше, поскольку оно более привязано к рынку труда. Тем временем львиную долю новоиспеченных специалистов, ежегодно выходящих на этот рынок, составляют как раз выпускники вузов — в 2011 году на пять из них в среднем по Украине приходился лишь один выпускник ПТУ. При этом около 20% специальностей, по которым студентов обучают в вузах, не используются на рынке труда — то есть этих специалистов вообще не следует готовить. Вузы более ориентированы на спрос не со стороны рынка труда, а со стороны абитуриентов, ведь помимо бюджетных средств, выделяемых в рамках госзаказа на подготовку специалистов, они являются прямым источником их финансирования.
Собственно, и особых стимулов по-иному выстраивать отношения с работодателями у замкнутой и консервативной системы высшего образования на сегодня нет. Они появляются, когда дело касается реализации научно-исследовательских программ совместно с предприятиями или же когда по их прямому заказу (и, разумеется, за их счет) вузы производят дополнительную подготовку специалистов сверх стандартной учебной программы. Такой стимул появился бы, если бы работодатели получили возможность влиять на распределение между вузами государственного финансирования госзаказа — средств, которые, между прочим, поступают в бюджет именно от работодателей в виде налогов. Полномочий, прописанных в упомянутом Законе «Об организациях работодателей», для бизнеса недостаточно, нужно вносить соответствующие изменения в Закон «О высшем образовании». Еще одним, более сложным, но необходимым путем, позволяющим отраслевым ассоциациям работодателей влиять на ситуацию с подготовкой кадровой смены, является просветительская и профориентационная работа среди старшеклассников. Популяризируя среди них те или иные профессии, объясняя, какими знаниями и умениями им следует овладеть, на какую зарплату они смогут рассчитывать и какую карьеру в профессии построить, можно существенно переформатировать спрос, которым у абитуриентов пользуются образовательные учреждения. Кстати, в связи с этим некоторые эксперты предлагают и вовсе революционный путь — выделять бюджетные средства на госзаказ не напрямую вузам, а отраслевым организациям работодателей, чтобы те сами распределяли их среди учреждений высшего образования в зависимости от того, насколько качественно то или иное из них готовит нужных специалистов и какое количество абитуриентов на востребованные специальности привлекает. Однако при всех своих преимуществах этот путь таит в себе опасность, что вузы, конкурируя за финансирование, вместо работы над обеспечением качества образования начнут попросту всеми способами заманивать к себе побольше абитуриентов.
В любом случае, взаимоотношения между вузами и работодателями должны строиться на понимании, что именно последние, а не абстрактное государство, являются истинными заказчиками специалистов, которых готовят университеты и институты. Более того, подготовку самих вузовских преподавателей по целому ряду специальностей сегодня может обеспечить только бизнес. Поэтому в реформировании системы высшего образования именно он может и должен выступать локомотивом.
О роли работодателей в образовательном процессе.
На вопросы «Комментариев» ответила заместитель генерального директора по связям с государственными органами Федерации металлургов Украины Елена Колесникова.
В нынешнем году Минобразования увеличило объем приема «бюджетников» по ряду технических специальностей (в частности, по металлургии и материаловедению) на 64%. Значит ли это, что молодые люди, поступившие на эти факультеты, гарантированно получат работу через пять лет?
Отрасль действительно испытывает дефицит кадров: какое бы место в ней ни занимали механизация и новые технологии, люди все же играют ведущую роль. Однако поводов для оптимизма, пожалуй, нет. Во-первых, система высшего образования у нас ориентирована скорее на социальную поддержку молодых людей, а не на потребности рынка труда. Государство никогда не проводило специальных исследований на тему, сколько именно следует готовить специалистов по тем или иным направлениям и какими качествами должны обладать выпускники вузов, чтобы их принял рынок. Да и к тем, кто обеспечивает выпускников первым рабочим местом, оно с этими вопросами тоже никогда не обращалось. То есть работодатели не рассматриваются как участники образовательного процесса. Во-вторых, сами студенты (мы можем судить об этом по опыту работы над проектом закона «О высшем образовании», поскольку принимаем в этом деле активное участие) считают целью своего обучения скорее личностное развитие, а не трудоустройство по специальности в будущем. Вот мы и сталкиваемся с ситуацией, когда либо недополучаем молодых специалистов, либо принимаем людей, которые не способны сразу же включиться в работу, и нам приходится их доучивать или переобучать.
Поможет ли отрасли решить проблему внедрение системы профстандартов?
Безусловно, и мы над этим активно работаем. С одной стороны, как я уже сказала, участвуя в разработке законопроекта «О высшем образовании», в который мы вводим само понятие профстандарта и в котором стараемся отстоять интересы работодателей в формировании госзаказа. Ведь сегодня только они (в частности, крупные предприятия) исследуют рынок и могут спрогнозировать, какие специалисты и в каком количестве им понадобятся. Тем временем на сегодня документ, о котором идет речь, больше напоминает нормативный акт не о высшем образовании, а о высших учебных заведениях и их студентах.
С другой стороны, члены федерации включаются в процесс обсуждения, адаптации и согласования профстандартов по ряду металлургических специальностей, которые уже написаны. Надеемся, что впоследствии они лягут в основу соответствующих государственных стандартов по отдельным профессиям, а затем — вузовских учебных программ. Кроме того, мы видим необходимость в создании системы подтверждения квалификаций требованиям, указанным в профстандартах. Но это задача на перспективу.
Выделяет ли федерация отдельный бюджет на адаптацию системы профстандартов?
Нет. Мы обходимся внутренними ресурсами и возможностями.
Будет ли создан по зарубежному примеру на базе Федерации металлургов Украины отраслевой совет, который возьмет на себя работу по актуализации «паспортов профессий», их передаче системе образования и т.д.?
Сейчас мы ищем оптимальное решение, поскольку зарубежный опыт создания отраслевых советов достаточно противоречив. А нам бы хотелось перенимать опыт не «красивых», а реально действующих организаций. В России и Казахстане уже создано немало отраслевых советов, которые на самом деле не работают. Безусловно, заманчивым является успешный опыт функционирования отраслевых советов в Великобритании, но там они действуют уже не один десяток лет. Переносить эту систему в наши реалии, не учитывая разницу в ментальности, культуре, социально-экономическом укладе, бессмысленно. Нам интересен также опыт Латвии, где организации работодателей влиятельны почти как министерства — без согласования с ними не выходит ни один нормативный документ. Но на данном этапе нам важно прежде всего наладить сотрудничество с системой образования. Мы хотим, чтобы к нам прислушивались — как к тем, кто обеспечивает работой специалистов, которых эта система готовит.
Источник: Comments.UA