Учиться никогда не было легко. Теперь, в условиях Болонского процесса, университетские программы стали еще более насыщенными, на заучивание все больших объемов отводится все меньше времени. Учитывая такую ситуацию, австрийский эксперт по вопросам психологии обучения Вернер Штангль советует не откладывать все до экзаменов, а учиться буквально с первого дня семестра, не забывая о перерывах.
«Крайне важной составляющей при заучивании нового материала является отдых, – отмечает профессор Штангль. – Существует такое правило, что в течение дня не должно быть более четырех учебных блоков, между которыми следует делать приличные перерывы. Во время перерывов, однако, не стоит сидеть в Интернете, играть в компьютерные игры или читать газеты. Зато желательно прогуляться на свежем воздухе, сходить в магазин или в фитнес-студию».
Профессор Штангль объясняет, что мозг обрабатывает материал, даже если вы больше не сидите за книгами.
«Особенность нашего мозга состоит в том, что после одного часа интенсивного обучения он продолжает работать в течение еще пару часов. За это время информация перемещается из короткой памяти в долговременную. Если правильно распределить 4 часа интенсивного обучения на весь день, выполняя в перерывах совершенно другие дела, то получится так, что вы учились не четыре часа, которые провели за письменным столом, а значительно дольше – мозг продолжал работать самостоятельно. Кстати, именно из-за такой способности мозга к самостоятельной работе не стоит учить новый материал непосредственно перед сном, поскольку тогда будет сложно заснуть. Этот эффект значительно слабее, если вечером только повторить материал, который был пройден в первой половине дня», – отмечает Штангль.
Типичной же ошибкой студентов австрийский профессор считает попытки выучить все в последние дни перед экзаменом.
«Такая стратегия подготовки не может привести к успеху уже хотя бы по чисто психологическим причинам. Наш мозг имеет ограниченные возможности восприятия информации в пределах определенного времени. Сидение за учебниками по восемь часов подряд ничего не даст. С таким напряжением наш мозг не справляется», – отмечает профессор Штангль.
Итак, для учебы крайне важны организация и планирование. Следует правильно распределить свое время и вовремя начать заучивание материала.
«Своим студентам я всегда советую сразу в начале семестра сориентироваться, сколько экзаменов им надо сдавать в конце семестра, чтобы они осознали объем материала, который им предстоит заучить», – говорит Штангль.
К планированию относится и умение отделить главные темы от второстепенных. Если перед вами лежит учебник объемом в триста страниц, то следует подумать, что скорее всего могут спросить на экзамене.
«Попробуйте «перевоплотиться» в экзаменатора и посмотреть, что является центральной, главной идеей материала. Ведь такие огромные объемы никогда не вместить в голове. Следует посмотреть, какие темы более знакомы, а на какие, возможно, придется потратить больше времени, и соответственно рассчитать свое время», – советует австрийский эксперт.
Тем, кто готовится к экзаменам, профессор из Линца советует брать обычную ручку или карандаш и писать шпаргалки. «Правда, некоторые студенты с помощью сканеров просто уменьшают страницы. Это, конечно, ничего не дает. Предпосылка – шпаргалки должны готовиться вручную, тогда это действительно лучший вид подготовки к экзаменам. Ведь для шпаргалки вам нужно выбрать самое главное из всего материала», – отмечает профессор из Линца. Его опыт: шпаргалки студенты уже не используют, так как после такой подготовки они и сами все хорошо знают.
По материалу в «Deutsche Welle»