Умение правильно вести конспект лекции — одно из главных полезных навыков студента. «Правильный» конспект помогает быстро воспроизвести учебный материал во время подготовки к экзаменам.
Конспект предназначен для вашего личного пользования и содержит эссенцию лекции — суть, главные мысли и факты. Конспект одной и той же лекции у разных студентов может существенно отличаться по виду.
Но какой же конспект — лучший?
Приблизиться к идеалу помогут следующие советы.
1. Не спешите конспектировать первые же слова преподавателя. Сначала выслушайте, осознайте, и только потом запишите основную мысль.
2. Выделяйте отдельные части конспекта. Используйте маркер, заголовки, отступы, подчеркивание, рамочки и другие способы.
3. Разработайте и используйте систему своих условных обозначений. Например, стрелка вверх будет обозначать «повышение» или «увеличение», а стрелка вниз — «сокращение», «уменьшение». Некоторые математические символы помогут вам в этом.
4. Сокращая слова, побеспокойтесь о том, чтобы их быстро можно было расшифровать. К примеру, сокращения «знак-во», «кол-во» легко расшифровать: «знакомство», «количество». А вот «д-ть» можно интерпретировать по-разному. Поэтому лучше разработать свою систему сокращений.
5. Используйте аббревиатуры, где это возможно.
6. Конспект преимущественно составляют из повествовательных предложений. Вопросы тоже уместны, но на полях. Кстати, о полях. Они должны быть достаточно широкие для последующей работы с текстом конспекта.
Но иногда, при переизбытке значков, символов и сокращений, расшифровка конспекта превращается в длительный процесс расшифровки тайнописи.
Есть еще один простой и действенный способ воспроизвести по записям то, что было сказано на лекции. Для этого нужно соблюсти три условия.
1. Подготовиться к лекции заранее. Это очень просто, хотя и требует некоторых усилий. Для начала нужно взять у преподавателя план лекций на весь семестр. Вечером накануне лекции надо выделить полчаса и просмотреть материал — по методичке или учебнику.
2. Записывать лекцию осознанно. Если первый пункт выполнен в полном объеме, то на лекции вас ожидает сюрприз: вы сразу же поймете, о чем говорит преподаватель, легко будете следить за мыслью и развитием темы.
Эти нехитрые уловки позволят включить «фильтр» и подробно записать только новые и непонятные моменты. Остальную информацию можно пометить в виде плана, чтобы не забыть, что преподаватель давал на лекции, а чего не давал.
Лекция по уже знакомой теме намного лучше запоминается. По сути, преподаватель разъясняет вам материал, в котором вы уже немного разбираетесь. Такая лекция — скорее, углубленное повторение имеющихся знаний, чем получение новых.
3. Повторить лекцию. Придя домой, просмотрите еще раз свои записи, чтобы освежить в памяти информацию, полученную на лекции. И снова просмотрите конспект при подготовке к следующей лекции. Темы лекционных занятий часто связаны между собой, поэтому для освоения новой информации нужно «поднять» уже имеющиеся знания.
По материалам сайтов bestvuz.ru, good-stud.blogspot.com.