Наталья Гнилицкая
Образование – это та сфера, которая должна подпитываться чем-то свежим и новым. Причем постоянно, иначе она не выживет. В ней просто не будет смысла.
Обсуждение трендов в сфере образования уже стало хорошей традицией для таких авторитетных изданий как Forbes, The Guardian, The Economist и др. Мнений достаточно много, но если присмотреться, то топ-5 основных трендов в сфере образования выглядят следующим образом:
- Образование онлайн
Продолжает развиваться, совершенствоваться и набирать обороты. Сегодня в онлайн сегменте конкурируют не только образовательные онлайн платформы такие как Coursera, Udemy, edX, но и лучшие университеты мира спешат разработать и запустить свои онлайн программы. Oxford, Stanford, Berkley, Harvard – у всех есть свои онлайн курсы.
Кроме того, элементы онлайн обучения активно применяются в лучших университетах как часть образовательных программ на дневных отделениях. Преподаватели готовят онлайн-лекции. Студенты самостоятельно изучают представленный материал, выбирая удобное место и время для обучения, а на лекции приходят уже подготовленными к практическим занятиям. Таким образом, на занятиях студенты получают больше возможностей для общения с преподавателем. Преподаватель может проверить качество усвоенного материала, ответить на вопросы, предложить дополнительный материал по теме или помочь отработать практические навыки по предмету.
Активно использует онлайн обучение и Академия ДТЭК, на портале которой доступны 63 электронных курса по различным темам, начиная от управления проектами до специализированных курсов по бизнес-процессам ДТЭК. Кроме того, Академия ДТЭК в 2015 году стала одним из шести официальных языковых партнеров глобального проекта онлайн образования Coursera. Благодаря ДТЭК четыре учебных курса — Successful Negotiations: Essential strategies and skills («Успешые переговоры: необходимые стратегии и навыки»), Introduction to Public Speaking («Введение в ораторское искусство»), Introduction to Communication Science («Вступление в теорию коммуникации») и Ignite Your Everyday Creativity («Разбуди свою ежедневную креативность») — теперь доступны на украинском языке.
- Обучение при помощи социальных медиа, блогов и видеоблогов
Такой способ обучения доступен каждому: и тем, кто хочет поучиться, и тем, кто готов учить и делиться знаниями. Любой желающий может использовать свою ленту либо блог, чтобы поделиться информацией, знаниями или навыками. А преподаватели уже давно публикуют сочинения своих студентов в блогах, чтобы привлечь внимание аудитории к их работам и наглядно показать реакцию читателей на те или иные вещи.
- Геймификация
Обучение должно быть интересным. Геймификация дает массу возможностей для получения новых знаний и отработки навыков. Соревнования, квесты и симуляторы, в дополнение или вместо лекций, контрольных и домашних заданий. Игровые стимуляторы повышают вовлеченность, азарт, мотивацию к обучению. За счет эффекта личного проживания и вовлечения симуляторы серьезно улучшают запоминаемость даже нудной информации,поэтому геймификиция – это пока еще нестандартный, но очень эффективный и интересный способ обучения.
Такой интерактивный подход к обучению совсем недавно появился и в Украине – его бизнес-сектору представила компания CT Influence Games (CTIG), продукты которой помогают в саморазвитии и повышении профессионального уровня, а также эффективны для обучения сотрудников компаний, продвижения продуктов и технологий. Уверена, многим HR будут интересны необычные инструменты обучения.
- Адаптивное обучение
Это обучение с акцентом на интересы, возраст и возможности студента. Адаптивность или персонализация образования предполагает возможность выбора студентом подходящих лично ему инструментов обучения, выбора предметов и объема получаемых знаний. Адаптивность повышается за счет онлайн-занятий, использования аудиоматериалов, обучающего видео, различных тестов. Все идет к тому, что в будущем школьники или студенты будут самостоятельно создавать программы обучения, выбирать преподавателей и курсы.
- Важность практических навыков
Когда потенциальный работодатель подбирает себе кадры из числа выпускников, то первое, что его интересует – это практические навыки потенциального кандидата, которые тот сможет применить на рабочем месте. А уж потом его диплом или сертификаты. Причем такая ситуация свойственна любой стране мира. Поэтому такие обстоятельства подталкивают университеты и работодателей сотрудничать между собой.
Рейтинговые университеты стараются интегрировать в свои программы для старшекурсников максимальное количество программ стажировки, практик и реальных бизнес проектов. Работодатели, в свою очередь, осознают важность специальной подготовки молодых кадров в непосредственной близости к рабочему месту. И это объяснимо, потому как у каждой компании есть своя специфика. И если она принимает на работу выпускников, последние должны быть максимально адаптированы к работе внутри компании. Поэтому программы практик и стажировок есть у Microsoft, IBM, General Electric, Nike, Apple, в компаниях «большой четверки» и других крупнейших корпорациях.
Сегодняшние тренды в сфере образования говорят о высокой степени ее мобильности. С новыми трендами обучение становится интересней, эффективней и быстрее. И это прекрасно, потому что образование – это сфера будущего. А будущее должно нести новые и яркие изменения.
Источник: Корпоративный блог СКМ