"Журналистика в Украине является профессией молодых"

Чего ждут абитуриенты от медиа, что они должны помнить, выбирая профессию журналиста, - рассказывает профессор Валерий Иванов, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института журналистики Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко.

 

О моде на репортерство

Общая ситуация в журналистском образовании явно ажиотажная. 49 вузов в Украине сейчас готовят журналистов. Это мода, такая же, как в 60-х годах прошлого века на физиков, а еще недавно на юристов. А там, где есть мода, там много вопросов к качеству.

Чем больше конкурс, тем сложнее выбирать. Оптимальный конкурс - 2-3 человека на место. А у нас в прошлом году после зачисления льготников конкурс на журналистику был 14 человек, а на рекламу - 44 человека на место. Это же запредельно.

Но те, кто сейчас идет в журналистику, должны помнить, что в Украине это профессия молодых. С начала 90-х появилась мода "старых" журналистов выгонять, а набирать молодых-симпатичных. Как только человек начинает понимать суть профессии, ценить свое имя, отказываться давать в эфир заказухи, - все, давай до свидания, и здравствуй, новая мордашка. На Западе комментатор в студии или ведущий новостей - это взрослый человек с жизненным опытом, отработавший в поле, часто - в горячих точках, заслуживший доверие зрителя долгими годами работы в профессии. А у нас на экране сплошные спокойной-ночи-малыши.

Понимаете, молодежью легче управлять, чем зрелыми людьми, которые знают, чего они стоят. И каждый из тех 14-ти человек на место, которые в этом году придут к нам на факультет, должен помнить о профессиональных рисках. Сначала, чтобы завоевать место под солнцем и обеспечить проживание в столице, они позволят себе сделать ту работу, которую не сделает ни за что зрелый и знающий себе цену журналист. И его возьмут в редакцию, а того, кто отказался, выгонят. Но и он не всю жизнь будет молодым и всеядным.

Об ожиданиях от профессии журналиста

Интересно, что на вопрос "Почему вы поступили на журналистику?", наши студенты отвечают: хотим проявить себя, чтобы в будущем обеспечивать семьи, быть известными… А западные говорят: изменить мир, приносить пользу обществу... На Западе журналист ради профессии готов на материальные жертвы, на работу на краю света за какие-то маленькие деньги - главное, чтобы эта работа была реально полезной. Такое ощущение, что мы как общество сломались. Мы позволили себе забыть о том, что человек - существо общественное.

Многие из журналистов-практиков сейчас уходят не только учить, но и в пиар. И в бизнес. И в политику. Многие уходят из профессии. Многие приходят в профессию без профильного образования. И тут страшного ничего нет, если люди приходят и интересуются, а каков же устав этого монастыря. Недаром многих журналистов, работающих в поле и не учившихся журналистике, искренне удивляет, что надо проверять информацию. Что есть требование точности и полноты. Их это шокирует и возмущает, они считают, что стандарты - это надуманные требования теоретиков, индоктринация извне, а не истина, по которой живет журналистика во всем мире. И выходит у нас такая квази-журналистика... И рынок. И профессия. И страна, которая через 20 лет после своего основания не имеет национальной идеи и расколота практически пополам. Рынок, на котором господствует не борьба за читателя и рекламные бюджеты, а за спонсорские вливания и за то, чтобы владелец продолжил бюджеты на следующий год. И это все отображается на профессии, где речь идет уже не о том, как адекватно отобразить процессы так, чтобы создаваемая СМИ виртуальная картинка максимально приближалась к реальности, а как покрасивее удовлетворить владельца или спонсора.

О "джинсе" и медиаграмотности

Издания, где не работают с "джинсой" и придерживаются каких-то профессиональных стандартов еще, слава Богу, в Украине есть, но их удельный вес на рынке мал. Другое дело, что эволюционировала сама "джинса", теперь ее продвигают изящнее – ловчее имитируют журналистские стандарты, даже дают вторую точку зрения… Но и ряженая в пристойные одежды "джинса" не перестает быть "джинсой". Например, если реклама выделяется только цветом, то ведь понятно, что потребитель зачастую обречен не уловить того, что на цветной подложке ему всучили рекламу вместо редакционного материала. Причем это проблема не только у нас, но и на Западе. В частности, об этом говорил Эрик Харрис, которого Академия украинской прессы при поддержке Посольства США привозила на Львовский медиафорум (28 – 30 мая 2013). Так что деньги побеждают не только на украинском медиарынке, но и во всем мире. Понимая трудности продвижения стандартов в журналистике, мы пошли другим путем и запустили большой проект по развитию критического восприятия медиатекстов - если мы не можем повлиять на производителя текстов, будем развивать культуру реципиента. Сейчас мы внедряем в учебный процесс высших и средних учебных заведений довольно-таки успешный учебный курс "Основы медиаграмотности" совместно с партнерами - Институтом инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, Институтом социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук.

Можно учить школьников не засовывать пальцы в розетку, а можно - критически воспринимать информацию. Причем информацию в самом широком смысле, а не только газетную и журнальную. Например, как себя вести в соцсетях, как дистанцироваться от персонажей компьютерных игр, не отождествлять себя с ними, отделять свою социальную жизнь от жизни виртуальной и не подменять успехи в социальной жизни успехами в виртуальной… Это и есть то, что мы предлагаем - азы критического восприятия информации и образование медиапотребителя.

 

По материалу в "Редакторском портале"