«Prometheus» - украинская платформа онлайн-образования, которая стремится сделать лучшие учебные курсы Украины и мира доступными для каждого. О том, как происходит образовательная революция в Украине, о преимуществах и недостатках онлайн-образования, а также о том, заменит ли онлайн традиционные способы преподавания, в рамках Четвергов от CANactions рассказал основатель проекта Иван Примаченко.
Иван Примаченко, основатель Украинской платформы онлайн-образования Prometheus:
Существует стереотип о том, что образование - это что-то очень консервативное, нечто такое, что не меняется веками. Но, на самом деле, сейчас образование, возможно, - самая динамичная и инновационная отрасль общества. Сейчас именно в образовании происходят изменения, которых не было уже более 500 лет.
В 1440 году, когда Гутенберг создал печатный станок, в мире существовало только 30 000 книг - не наименований, а именно экземпляров. После изобретения станка, в течение следующих 50 лет Европа была уже в океане книг - за это время появилось еще 10000000 экземпляров, эта цифра увеличивалась и увеличивалась. Если сначала книга была роскошью, то потом она стала доступной для каждого, кто хотел читать.
Сегодня мы видим повторение этой ситуации. Так, осенью 2011 года в Стэнфордском университете запустили первые массовые онлайн-курсы, которые собрали огромную аудиторию. Некоторые из них превышали 160 000 слушателей - в совокупности это больше, чем три крупнейшие университеты Украины. И с этого момента рост массовых открытых онлайн-курсов как формата становится чрезвычайно быстрым.
В том же 2011 году было создано Coursera, в 2012 было создано edX, именно этот год стал годом открытых онлайн-курсов, по выражению The New York Times. Уже в 2013 году была создана украинская образовательная онлайн-платформа Prometheus. И это, действительно, очень интересная тенденция, ведь обычно к нам инновации докатываются очень поздно. А здесь мы отстали всего на два года.
Чем отличаются массовые онлайн-курсы от обычных? В чем принципиальная разница между ними? Во-первых, онлайновые курсы являются массовыми - это очень важно с экономической точки зрения. Эти курсы проходят десятки тысяч пользователей и, соответственно, стоимость донесения этих знаний на каждого пользователя незначительна. В этом и заключается экономический феномен того, что знание лучших преподавателей престижных университетов мира становятся доступными для каждого, тогда как обучение в Гарвардском университете, например, стоит примерно $ 50 тыс. В год. В данном случае вы можете учиться бесплатно.
Во-вторых, массовые онлайн-курсы открыты для любого. Не существует никаких географических, религиозных, возрастных, финансовых или иных ограничений. Еще одно преимущество: такие курсы являются интерактивными. Это не просто видеолекции - здесь есть задачи, текущий контроль, форумы, ответы на часто задаваемые вопросы. Например, я всегда мечтал научиться программированию. Но за книгами и видеолекциями я научиться этому не мог. Один из первых массовых онлайн-курсов, которые я прошел, был курс Гарвардского университета, посвященный программированию. Именно после этого курса я впервые научился базовым основам. Почему? Именно благодаря различным формам задач, которые помогают закрепить и проверить знания.
Кроме того, массовые онлайн-курсы являются основной для педагогики данных. Представление о том, что преподавать глаза в глаза, - единственный способ почувствовать аудиторию и понять, насколько слушатели усвоили тему, - лишь миф. На самом деле, преподаватели почти не владеют данными относительно того, усвоили учащиеся знания, кроме результатов текущего контроля. И это большая проблема. Слушатели же онлайн-курсов генерируют огромное количество данных о том, как они смотрят видео, как выполняют задание, повторяют видео, где допускают ошибки чаще. Все эти данные преподаватель может использовать для улучшения изложения материала. Если вдруг задание одной из лекций курса слушатели выполняют существенно хуже, чем задача после других лекций, очевидно, это означает, что преподаватель в конкретно этой лекции должен лучше объяснить материал.
Массовые онлайн-курсы являются основой адаптивного обучения, в котором система практически подстраивается под вас. Если рассматривать, например, изучение иностранных языков, то принцип такой: те иностранные слова, в которых вы чаще допускаете ошибок, будут предлагаться вам в тестах часто для того, чтобы вы лучше их запомнили. А те же слова, которые вы изучили сразу, случаться гораздо реже при контроле знаний, ведь система увидела, что вы их уже запомнили, а, следовательно, необходимости повторять их нет.
Также онлайн-курсы позволяют выбирать различный формат обучения: кто-то лучше воспринимает информацию в аудиоформате, а есть те, которым необходима визуализация. Кому-то для того, чтобы сфокусироваться на теме, нужно 5 минут, а кому-то 20 - все это позволяет сделать адаптивное онлайн-обучения.
Мы видим, что большинство зарегистрированных на курсы Prometheus - в возрасте примерно 20-25 лет. Но наиболее успешно этот курс завершили люди старше 50 лет, немного хуже - в возрасте 45-49. 20-летние же завершают курс хуже. О чем это свидетельствует? О том, что мы должны уделить внимание самым молодым слушателям курса. И с помощью адаптивной системы это легко сделать.
А недостатки массовых онлайн-курсов? Существует два главных недостатка: первый состоит в том, что гуманитарные науки, в которых важную роль играет живое общение, трудно перенести в онлайн. Но его вполне реально устранить путем различных эссе и консультаций с преподавателем.
Второй недостаток - это низкий уровень завершения онлайн-курсов. На мой личный взгляд, это выдуманная проблема. Обратимся к абсолютным цифрам. Например, наш первый курс по финансовому менеджменту читает преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы. Он преподает этот курс обычно около 50 слушателям в год. В нашем случае лишь за три месяца этот курс закончило более тысячи слушателей. Для того, чтобы прочитать этот курс оффлайн этому же количеству людей, преподавателю понадобилось бы много лет. Поэтому в абсолютных цифрах фактически это фантастический прыжок.
Также важно понимать, что большой процент тех, кто не завершил курс, сделали это из собственных субъективных причин. Многие регистрируется на курс просто чтобы ознакомиться с ним - понять, интересен он или нет. Например, я - человек, который просто уничтожает статистику edX и Coursera. Я зарегистрировался на более чем 100 курсов, а завершил из них может 20. Я хотел ознакомиться с ними, поэтому очевидно, что проблема здесь не в курсах самих по себе. Также часто люди не могут спланировать свое время, не могут мотивировать себя, так как санкций в случае, если вы провалите этот курс, не существует. Вас не выгонят из университета и вы не потеряете деньги. Так что проблема низкого уровня прохождения курсов является несерьезной, но серьезным является то, что она демонстрирует.
Примерно 7-10% слушателей курсов завершают их самостоятельно. Интересное совпадение: во времена Гутенберга лишь 10% европейцев умели читать. Это курьезное совпадение, но оно показывает, что умение самостоятельно учиться сейчас становится тем же, чем в свое время была грамотность, банальное умение читать.
На данный момент вам доступно огромное количество курсов, лекций и т.п., вы можете бесплатно использовать и учиться. Но люди не учатся. Почему?
Очень банально: умение самостоятельно учиться - это особое сложное умение, которым обладают лишь 7-10%.
Есть такой термин как «обучение в течение всей жизни». Эта тенденция сейчас является основной. Человек, который завершил университет и не учится дальше, обречен в профессиональном смысле. Он не сможет конкурировать с другими профессионалами, которые продолжают учиться. И поэтому каждый из нас должен быть среди тех, кто выбирает обучение в течение всей жизни.
Массовые онлайн-курсы вызвали у отдельного слоя людей чрезмерный ажиотаж. Фанатики объявили онлайн-курсы панацеей, которая решит все проблемы, а университеты исчезнут в течение 50 лет. Такие оценки, очевидно, являются неверными. Но доля правды в них есть. Хотя массовые онлайн-курсы не уничтожат университетов, но они станут серьезной альтернативой, что произведет сильное влияние на традиционную систему образования. Каким образом?
У каждого из нас были непрофильные предметы в университете, которые мы обычно очень не любили. Возможно, это была история или социология. Их никто не любил по очень простой причине - их некачественно преподавали. Как онлайн-курсы могут здесь помочь?
Существует такое понятие как blended education - смешанное образование. Его сущность заключается в том, что курсы лучших преподавателей становятся основой для обучения в университете. Например, лучший преподаватель Истории Украины начитывает свой предмет, в разработку которого он вложил массу времени и усилий, в формате видео-курса, который доступен онлайн. Другие университеты берут его и показывают на непрофильных факультетах. По завершении курса студенты должны пройти контроль знаний. Итак, мы берем все лучшее от онлайна, все лучшее от оффлайна и объединяем это в системе образования.
Формат онлайн-курсов очень полезен для преподавателей университетов, ведь они способны обеспечить им большую популярность. Но наряду с перспективами есть и опасности, например, когда один вуз функционирует за счет использования авторских лекций другого. Вопрос в том, найдутся такие университеты, которые смогут достаточно быстро реагировать на эту опасность, воспользоваться примером и доказать, что украинская система образования также является инновационной и способна модернизироваться.
Государству очень выгодно распространять качественные знания бесплатно по всей стране. В мире уже создали подобные ресурсы, ориентированные на внутренний рынок. Украине также необходима национальная платформа массовых онлайн-курсов. Сделать лучшие курсы доступными для каждого - это амбициозный вопрос и мы к нему относимся очень серьезно и считаем, что он абсолютно реальный. Другая задача - за 5 лет создать 150 курсов, объединенных в цепочки, которые будут предоставлять завершенный объем знаний. Они рассчитаны на людей, которые вообще не ориентируется в теме, но в течение курса поднимутся до уровня, достаточного для стартовой работы. Это курсы из главных для страны специальностей: начиная с ИТ и заканчивая иностранными языками и медициной.
Мы создаем полный цикл массовых онлайн-курсов от поиска преподавателя, методической работы, съемок, монтажа и размещения у нас на сайте. Мы также предлагаем университетам и организациям создавать собственные курсы и размещать их на нашем сайте, но, в отличие от западных платформ, готовы к индивидуальной работе с каждым партнером и предоставляем ему помощь в процессе съемки и монтажа.
Последняя по списку, но не по значению, задача - превратить blended education в реалию украинского высшего образования. Мы хотим начать интеграцию массовых онлайн-курсов в образовательный процесс украинских университетов и рассчитываем добиться успеха за эти 5 лет.
За 4 месяца мы наблюдаем взрывной рост популярности нашего проекта. Сейчас у нас более 55 тыс. зарегистрированных слушателей и их количество растет с каждым днем. Слушателями стали представители 50 стран и около 175 городов Украины. И это при том, что мы ни копейки не вложили в рекламу.
Источник: PLATFOR.MA