Soft skills: универсальные навыки европейского уровня

До недавнего времени главным критерием, на который компании обращали внимание при поиске сотрудников, было наличие диплома, который свидетельствовал об узкой профессиональной специализации. Программист должен уметь создавать программы, журналист - писать репортажи, а бухгалтер - вести учет. Все остальное считалось положительным, но не обязательным дополнением. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

Работодателям нужны разноплановые специалисты

Современные работодатели рассчитывают на то, что кандидат будет иметь десятки различных умений. Способность креативно мыслить и управлять временем, навыками коммуникации, нетворкингом, управления проектами, командообразование, владение инструментами разработки сайтов, компьютерной графики и видеомонтажа. Без упоминания об этом сегодня не обходится почти ни одно объявление о работе. Чем выше должность, тем больше требования.

The Guardian утверждает, что современные бизнес-лидеры оценивают такие навыки выше, чем академические квалификации кандидатов на трудоустройство. А Немецкая волна отмечает, что компании больше не хотят видеть в своих рядах «узколобых специалистов». Служащие, которые не умеют приспосабливаться к экстремальным условиям, уже никому не нужны.

Универсальные умения - универсальная норма

В странах Европейского Союза формируется понятие мягких навыков (soft skills). Они противопоставляются жестким - специальным узкопрофессиональным навыкам (hard skills), так как нет однозначной жесткой привязки к конкретному.

Часто мягкие навыки называют также универсальными или функциональными компетенциями, а факт владения ими - функциональной грамотностью (functional literacy). ЮНЕСКО и Европейская комиссия даже установили минимальный уровень такой грамотности, необходимый каждому европейцу для того, чтобы «вписаться» в общество и не быть «социальным инвалидом», не говоря уже о профессиональной самореализации.

Что главное?

Поскольку именно универсальные компетенции являются главным козырем современного специалиста, компании и рекрутинговые агентства не могут договориться и определить важнейшие из них.

Компания Microsoft провела исследование, где на вершине списка для ТОП-60 самых высокооплачиваемых профессий оказались ораторские и коммуникативные способности, владение офисными программами, создание презентаций, менеджмент проектов и высокий уровень самоорганизации.

Forbes считает главными коммуникативную компетентность, креативность, написание качественных текстов, опыт работы в команде, базовые компьютерные знания и способность к «ре-инжиниринга» - готовность делать привычные вещи в новый способ.

Немецкая волна отмечает коммуникативные и управленческие таланты: ораторское искусство, умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить подход к людям и решать конфликтные ситуации.

Британская платформа интернет-обучения SkillsYouNeed выделяет персональные навыки (тайм-менеджмент, саморазвитие, управление эмоциями и даже организацию питания, ухода за телом, спортивные тренировки, эффективный сон), интерперсональные (коммуникация, работа в команде, ведение переговоров, конфликт-менеджмент), лидерские способности, проведение презентаций, а также писательское мастерство и базовые математические знания.

Содержание каждой группы не является фиксированным, оно постоянно расширяется. Например, Европейский словарь навыков и компетенций содержит тысячи наименований и продолжает расти.

Где получить?

С 2000-х годов соответствующие курсы начали появляться в программах классических университетов. Возникают учебные центры, которые специализируются именно на тренингах мягких навыков и предлагают комплексные программы.

Отечественные университеты и средние школы ничего подобного не предлагают. Поэтому украинскому «универсальному специалисту», который желает отвечать требованиям современного европейского рынка труда, остается собирать знания по крупицам.

Немало возможностей существует для овладения писательским и журналистским мастерством. Новые тренинги и школы для этого появляются чуть ли не каждый месяц.

Есть где поучиться риторике и умению создавать презентации, которые необходимы каждому публичному человеку.

Стоит также уделить внимание когнитивным навыкам, усвоив техники скоростного чтения, креативного мышления и управления информацией.

Замечательно, если удастся найти короткие курсы веб-дизайна, компьютерной графики, работы с фотографиями или видеомонтажа. Разработать макет рекламной листовки, простую веб-страницу, инфографику или просто сделать визитки когда-нибудь придется чуть ли не каждому.

Не забываем о самоорганизации. Обучение тайм-менеджменту или стратегическому планированию жизни и карьеры будет наиболее эффективным на реальных курсах или тренингах, но ничто не мешает воспользоваться вместо этого книгами и интернет-ресурсами.

Почти обязательным является получение базовой предпринимательской компетентности - от нетворкинга к основам финансовой грамотности и разработки инвестиционных проектов. Вовремя пройденный бизнес-тренинг не только поможет при запуске собственного стартапа, но и откроет дополнительные возможности трудоустройства.

Лучшая школа для приобретения лидерских и управленческих навыков - работа на общественных началах или участие в студенческом самоуправлении, которая научит работе в команде, управлению проектами и делегированию обязанностей. Кстати, запись о такой деятельности в резюме будет восприниматься не хуже, чем сертификаты престижных тренингов.

Все это - инвестиция в себя, не менее важна, чем получение специального образования. Время и деньги, потраченные на получение универсальных компетенций, окупятся не только при поиске работы, но и в повседневной жизни.

Источник: Studway

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.