Главные этапы проекта

1. Подписание Меморандума о взаимопонимании между компанией СКМ, Министерством образования и науки и Конфедерацией работодателей Украины 26 мая 2011 года.

В Меморандуме указана главная цель проекта "Паспорт профессии": проведение пилотного проекта по внедрению в учебно-образовательные программы новых профессиональных стандартов в металлургии, энергетике и цифровой журналистике; создание новых образовательных стандартов, а также подготовка на их основе новых образовательных программ и отраслевых рамок квалификаций.

2. Создание рабочей группы проекта.

Был определен состав рабочей группы по сопровождению проекта от Министерства образования и Министерства социальной политики, распределен перечень функциональных обязанностей между партнерами и исполнителями, составлен перечень специальностей и профессиональных стандартов для проведения пилотного проекта. Для разработки профессиональных стандартов были выбраны ключевые для компании СКМ отрасли: металлургия, энергетика и угольная отрасль, а также цифровая журналистика. Профессиональные стандарты разрабатывались по таким профессиональным наименованиям работ:

Металлургия:

  • Инженер конвертерного производства;
  • Мастер конвертерного производства;
  • Cталевар конвертера;
  • Подручный сталевара конвертерного производства (конвертера).

Энергетика:

  • Инженер-электрик в энергетической сфере энергопоставляющей компании;
  • Инженер-электромеханик горный.

Журналистика:

  • Журналист мультимедийных изданий средств массовой информации;
  • Редактор мультимедийных изданий средств массовой информации.

3. Разработка профессионального стандарта.

По каждому из направлений были созданы экспертные рабочие группы с участием предприятий, разработан проект функциональной карты (схематического описания трудовых функций) и составлен первичный список знаний, умений и ключевых компетенций. По этому списку был проведен опрос предприятий и обобщены данные для разработки проекта каждого из профессиональных стандартов. На основе полученных ответов от предприятий было разработано 8 профессиональных стандартов. Опрос предприятий, формирование первоначального перечня трудовых функций, обобщение данных и написание профессиональных стандартов осуществлял Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Министерства социальной политики Украины. 

4. Экспертиза качества разработанных профессиональных стандартов.

Экспертиза качества была проведена экспертами Европейского фонда образования и Совета Европы.

5. Отраслевое обсуждение подготовленных профессиональных стандартов.

Отраслевое обсуждение 8-ми подготовленных проектов профессиональных стандартов было организовано с привлечением отраслевых министерств и ведущих вузов c участием представителей британских отраслевых советов.

Среди участников обсуждения - представители компаний металлургической отрасли, Федерации металлургов Украины, Всеукраинской федерации работодателей угольной промышленности, партнерских вузов и структур управления образованием.

  • Металлургия. В сфере металлургии на этапе первого проекта профстандарта были привлечены к работе представители крупнейших металлургических предприятий - Корпорации "ИСД", ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог", Корпорации "Интерпайп", а также Федерации металлургов Украины. Представители отрасли участвовали в обсуждении стандартов и в работе над критериями успешности выполнения трудовых функций совместно с британским экспертом. Полученные от отрасли комментарии были учтены в профстандарте.
  • Энергетика и угольная отрасль. Проекты профстандартов инженера-электромеханика горного и инженера-электрика были представлены от имени Совместного представительского органа стороны работодателей к рассмотрению Министерству топлива и энергетики Украины. Проект профстандарта инженера-электромеханика горного был передан Министерством топлива и энергетики Всеукраинской федерации работодателей угольной промышленности. Полученные от федерации комментарии к проекту профстандарта были учтены в финальной версии. Комментарии Министерства топлива и энергетики Украины по проекту профстандарта инженера-электрика были также учтены.
  • Журналистика. В сфере цифровой журналистики профессиональный стандарт изначально разрабатывался с участием 30-ти мультимедийных изданий национального и регионального уровня ("Главред", "Сегодня Мультимедиа", "Униан", "Телекритика", "Коммерсант", "Delo.ua", "Kyiv Post", "Корреспондент", "Фокус", "Точка", "Эксперт" и др.)

6. Разработка образовательного стандарта.

Для создания необходимого потенциала разработки образовательных стандартов и новых образовательных программ для представителей системы образования были проведены семинары о результатах обучения в структуре квалификаций, строящихся на основе компетентностного подхода. Тренерами на семинарах выступили британские и немецкие эксперты. В семинарах также участвовали представители компаний СКМ, работающие по профессии, а также другие работодатели. Для разработки 7-ми образовательных стандартов для высшего образования и 1-го образовательного стандарта профтехобразования (подручный сталевара) были созданы рабочие группы. Разработанные проекты образовательных стандартов были утверждены Министерством образования и науки после их рассмотрения ключевыми партнерами (Конфедерация работодателей, Федерация металлургов Украины).